nimven

Вчерашняя статья про репетиции и посещаемость

 Вчера в группе "Ирландские танцы", которую я веду, подвели итоги конкурса, где победила картинка про внезапных  танцоров. А в опросе к тому посту больше половины отметили, что не  приходят на репетиции только по уважительным причинам. Ну, если не  считать преподавателей, которые обязаны быть на своих занятиях :)
И я вот подумала, интересно, а какие причины считаются уважительными?

И  как получается, что время репетиций совпадает с чем-то еще? Не будем  брать в расчет изначально проигрышные ситуации, когда в ансамбле в  принципе не находится день, когда все свободны (смешно? а что, у вас  разве не было ситуаций, когда полный состав собирается только на  генеральную репетицию, а то и на само выступление?)

Вот люди  решили с чем-то выступить. На сцене ДК, на школьной вечеринке в  спортзале, на феше, в БКЗ «Октябрьский». Опустит причины, по которым они  все подписались на это выступление. Значит, есть некоторая группа  танцоров, которой нужно сделать определенный продукт. Иногда за него они  получают деньги, иногда какой-то бартер, типа бесплатного зала, иногда  это неизмеряемые вещи типа мотивации, известности и тому подобное. У  любого продукта есть стадии производства и миновать из не удастся. Для  танцевального номера это
1) Идея (что танец должен выражать для  зрителя). Сюда относятся всякие пафосные слова типа презентация, эмоции,  настроение и тому подобное. У танца есть цель, как правило – развлечь  зрителя, заставить его восторгаться, иногда – сопереживать происходящему  на сцене. Даже если вы четко уверены, что ваша задача – просто занять 3  минуты времени в сборном концерте или между переменой блюд в ресторане,  все равно втайне вы надеетесь покорить всех своим танцем.
2)  Материал. Хореограф, конечно, не на заводе работает, но тем не менее, из  воздуха постановку не создашь. Нужны танцоры, костюмы, музыка,  площадка, время и место для репетиций. Это все накрадывает свои  ограничения. Например, сложно создать шоу-номер в стиле Майкла Флэтли,  если у вас на руках 5 бегиннеров в кроссовках, которые только что  выучили дабл требл. Или если вашим прекрасным опен танцорам с дорогими  фешевыми платьями предлагают выступить в детском лагере на стадионе.  Мда, под дождем на ноябрьских каникулах за 200 км от города. Честно,  такое тоже бывает. Иногда посмотришь на сумму гонорара и понимаешь, что  за эти деньги ты готов переодеться хоть в Флетли, хоть в зайчика, и  степить на бетоне, болоте и в парадной перед дверью заказчика с  благодарностью. А иногда предлагают предоставить 30 танцоров в пафосный  ресторан на корпоратив за бесплатную еду, и ты вот слушаешь менеджера, и  задумчиво так представляешь свою детскую группу с изи рилом. И то,  знаете ли, от меню зависит.
3) Мастерство хореографа. Он же педагог,  преподаватель, постановщик или просто тот, кто не успел сделать шаг  назад, когда выбирали ответственного. Грамотный хореограф внимательно  изучит материал, вдумается в идею или выслушает поставленную задачу и  сделает хорошо. Правда. Для любых условий есть свой идеальный танец.  Если танцоры не блещут, упростите танец до минимума, но добейтесь  полного синхрона. Помню отличный танец, где школьники подметали пол под  ирландский рил. Ну то есть они танцевали, но выглядело как синхронное  мытье сцены. Зал рукоплескал, между прочим. Есть масса приемов, как  замаскировать слабые стороны и выставить на обозрение сильные (например,  известное правило о мальчиках: если они не умеют танцевать, но хотят на  сцену – отлично, выпускайте, пусть держат девочек! можно сделать  отличный номер, главное, чтобы девочки танцевать могли :)

А как же совместить эти три пункта с репетициями?
Вот  как. Представьте эту постановку как проект. Как обычную работу. Начните  со списка танцоров, если у вас есть выбор. Обязательно посчитайте хотя  бы одного запасного, чтобы в последний момент не вводить человека в  незнакомый номер. В идеале хорошо иметь два состава, где можно заменить  конкретного человека на конкретном месте, не переучивая весь танец.  Напишите им четкий план: когда нужно выступать, в каких костюмах, что  для этого необходимо (специальная обувь, билет в Штаты, виза в Японию и  так далее). Дни, часы и адрес репетиций. Процент пропусков, после  которого человека заменяет танцор из второго состава.
Самое главное.  Придумайте танец. Найдите музыку, нарисуйте картинки, пройдите сами  связки ногами (как правило, у вас в голове тараканчики танцуют гораздо  лучше, чем реальные люди и вы в том числе), если нашлись неудобные  места, не мучайте себя и танцоров, поменяйте сразу. Так ли уж необходимо  тут идти с левой ноги назад, ну правда? На репетиции будет гораздо  сложнее изменить, особенно когда кусок уже выучили, особенно когда таких  моментов в танце много.
Что еще? Помните, что это проект. Вам надо  мотивировать своих танцоров на выполнение работы. Надо показать своим  примером важность происходящего (если вы опоздали на полчаса, а потом в  середину постановки вставили кусок из предыдущего танца со словами  «никто не заметит, вы же в других костюмах», не удивляйтесь, если ваши  подопечные начнут прогуливать и будут лажать. Никто ж не заметит, на  сцене полно народу, да и задник темный, ног не видно!).
Мотивация  может быть и денежная. Например, каждому платят по 2000, плюс 500 рублей  премия тем, кто не лажал. И еще 500 тем, кто был на всех репетициях.
Можно  использовать другие поощрения. Кто танцует на отчетном концерте, едет с  нами на гастроли в Италию. Кто занял первое место на феше, того берем в  сольный номер. Зависит от вашей фантазии и возможностей. Красивые  костюмы. Место в танце. Интересная поездка. Скидка на оплату абонемента.  Шоколадка в подарок. Выступление на твоем дне рождении. Кто еще что  предложит?

Едем дальше. Танец есть, танцоры в наличии, вот время репетиции. 90% опаздывают. Что делать?
Больной  вопрос. Получается, что вы как бы менеджер, выполняете заказ шефа, то  есть работодателя (или руководителя школы, или директора ДК, или сами  себе начальник), а ваши подчиненные плохо работают.
Что бы вы сделали на обычной работе?
Уволили? Сделали предупреждение? Лишили премии?
В  общем-то, все эти способы могут сработать и тут. Вопрос в том,  достаточно ли у людей мотивации для выполнения задачи? Много ли им  платят, большие ли плюшки обещают? Хватает ли вашей личной харизмы,  чтобы сделать привлекательным сам процесс репетиций, чтобы люди бежали,  боясь опоздать?
Кто-то скажет, что если он закроет танцевальный зал  через пять минут после начала занятий, то останется в нем один. Океей,  значит, работать надо не с пунктуальностью, а с мотивацией. Начинайте с  чего-то интересного. Раздавайте в начале занятия картонные шемроки, кто  соберет 10 штук – получает скидку 30% на следующий абонемент. Начинайте  урок с пробежки под любимую музыку. Не вашу, а того, кто придет первым.  Просите учеников провести пять минут разминки в начале, по очереди. Как  минимум вас будет уже двое :) Включите фантазию, а еще лучше,  представьте себя на месте танцора. Вот он приходит в зал, а там сидит  унылый препод и ноет, что никого нет, никто его не уважает, и начинает  занятие после прихода последнего опоздавшего. Да тут будет негласное  соревнование, кто придет позже!
Что делать, если человек прогуливает и опаздывает постоянно?
Самый  простой способ – уберите его из танца. Предупредите – и замените.  Только не надо предупреждать по сто раз. Работает только одно. Если все  пашут и всем мотивации хватает, кроме одного – ну не мучайтесь и найдите  другого. Мир большой.
Если заменить никак не выходит. Договоритесь с  ним о личной встрече и поговорите по душам. С шансами узнаете много  нового о себе, танцах и вашей постановке, но кстати это может быть  вполне полезная информация. Попросите этого человека взять на себя часть  обязанностей, например, открывать зал, проветривать, составлять списки  оплаты, записывать. кто брал костюмы. Если люди чувствуют себя  причастными, им интереснее работать.

Если причина уважительная?
Человек  болен, или у него маленький ребенок, или важный проект. Собственно, все  то же самое, см. выше. Если танцору важно происходящее, он и сам найдет  выход. Возьмет ребенка с собой, отдаст бабушке, наймет няню. Сходит к  врачу, пропьет курс лекарств, ляжет в больницу на уколы больного колена.  Перераспределит время, будет уходить на 10 минут раньше с репетиции и  перестанет сидеть в соцсетях в рабочее время. Все возможно.

Главное – захотеть.
И  вот еще одна важная, во всяком случае, для меня, вещь по поводу  посещения репетиций. Не стреляйте из пушки по воробьям. Если вам надо  станцевать фэйри рил на школьном междусобойчике, не стоит костьми  ложиться, собираться по 4 раза на неделе на репетиции, устраивать  пропесочивание тем, кто плохо улыбался и демонстративно выгонять из  танца тех, кто во время занятия открыл рот.
Для каждого проекта  нужно свое расписание. Какой-то танец можно поставить накануне и забыть  сразу после выступления, главное, чтобы девочек вштырило во время танца,  пусть даже и от шока, что они выступают на кафеле перед  тетеньками-бухгалтершами, и все уже упились так, что с трудом находят  взглядами сцену. Я видела, как такие тетеньки смотрели не отрываясь,  стоя аплодировали и пытались стучать вилками в такт. Каждому танцу –  свой зритель.
Есть проекты, которые требуют долгосрочного  планирования. Свое шоу. Поездка на мировой. Выступление на большой сцене  или перед значимым человеком. Заложите в ваш репетиционный план время  на все стадии работы над танцем, включая парочку генеральных репетиций -  в зале лицом к зеркалу, в зале спиной, на площадке. Распишите заранее,  на какой по счету репетиции вы сделаете выход и поклон. Когда  отрепетируете в костюмах. Когда выделите время поработать над техникой.  Когда снимете результат на видео и все вместе посмотрите и разберете  ошибки.
Часто преподаватели «сливаются» еще на стадии договора с  заказчиком. Когда тебя три месяца теребят и просят выслать то видео, то  фото, то фонограмму, меняют техусловия, даты и площадки – хочется  составить не план репетиций, а подготовить заказное убийство. Тем не  менее, без плана и здесь будет сложно обойтись. Потратьте полчаса,  набросайте примерную схему. Кто, когда, где, что делает.
Дорогие  хореографы, поделитесь в комментариях своими наработками. Как  мотивируете танцоров для участия в постановочных танцах? Как работаете с  посещаемостью и пунктуальностью? Есть ли у вас какие-то готовые схемы  работы над групповым танцем? Буду рада вашему мнению!
 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded